Аналитическая справка
по итогам деятельности школьного уполномоченного
по правам ребенка за 2019-2020 учебный год

Деятельность школьного уполномоченного по правам ребенка сконцентрирована на защите прав конкретного ребенка, а также прав детей в целом, на выявлении факторов риска, которые требуют срочной и квалифицированной помощи ребенку со стороны государства, на решении сложных правовых проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса.

Деятельность школьного уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности, доступности, взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка.

Основными задачами школьного уполномоченного по правам ребенка являются:

  • содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • профилактика нарушений прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;
  • распространение правовых знаний о правах и свободах человека;
  • рассмотрение обращений и жалоб участников образовательного процесса.
Работа школьного уполномоченного по правам ребенка в МБОУ Багаевской СОШ в 2019-2020 учебном году велась в соответствии с планом. Были определены следующие цели:
  • создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении школьных проблем;
  • обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач была выполнена следующая работа:
  • регулярное обновление информации школьного правового стенда;
  • индивидуальные беседы с участниками образовательного процесса по вопросам прав и защиты ребенка;
  • консультации по запросам обучающихся, родителей, педагогов;
  • проведение мониторинга о соблюдении прав участников образовательного процесса;
  • просветительская работа для участников образовательного процесса.
В течение учебного года уполномоченным совместно с педагогом-психологом и классными руководителями проводилась просветительская работа с участниками образовательного процесса, направленная на правовое просвещение детей, родителей, учителей школы.
В рамках реализации Программы правового просвещения и воспитания обучающихся в МБОУ Багаевской СОШ в течение 2019-2020 года были проведены мероприятия по формированию у учащихся представления о правах как главной ценности человеческого общества. Обучающиеся 1-11 классов приняли участие в мероприятиях, позволяющих закрепить принципы правомерного поведения в сознании, отработали навыки социального функционирования:
  • «Дом, семья, Родина в моей жизни», «Мои права и обязанности в школе», «Мои защитники», «Поступок- проступок-правонарушение»;
  • «Устав школы», «Безопасный Интернет», «Осторожно – конфликт», «Право и здоровье», «Как не стать жертвой преступления», «Правила и нормы поведения», «Я и общество».
В течение года были также обновлены информационные стенды для учащихся и родителей: «Они защищают ваши права», «Конвенция ООН о правах ребёнка».
16 ноября, в День толерантности, в школе были проведены классные часы: «Мы разные, но у нас равные права», «Конфликты в нашей жизни», «Главный закон страны» и другие.
Для учащихся 1-4 классов была проведена линейка, посвященная Всемирному дню прав ребенка с ознакомлением и просмотром информационного стенда по теме: «Право быть ребенком».
В 5-11 классах были проведены беседы на тему: «Правонарушение. Преступление. Ответственность». Обучающиеся 1-4 классов получили элементарные представления об основном законе нашей страны – Конституции РФ. Для них был проведен единый классный час с просмотром видеоролика «12 декабря - День конституции». Среди старших классов прошли также классные часы в рамках этой темы.
В течение учебного года обновлялись стенды по государственной символике РФ. Была проведена профилактическая работа по теме: «Уголовная ответственность за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) обязанностей по воспитанию несовершеннолетних». Были проведены профилактические беседы с родителями и детьми: «Об усилении мер противопожарного режима в быту во время отопительного периода», «О недопустимости употребления несовершеннолетними психоактивных веществ», «О жестоком обращении с детьми», «Время пребывания на улице в вечерние часы подростков», «О запрете нахождения детей на водных объектах», «О недопустимости использования детьми пиротехнических изделий», «Обеспечение безопасности детей во время новогодних, майских праздников; осенних, зимних, весенних и летних каникул».
В конце 1 полугодия прошло ознакомление родителей с памятками: «Техника безопасности учащихся в зимний период», в декабре-марте проведены беседы: «Недопущение пребывания детей на замерзших водоёмах», «Правила безопасного поведения во время зимних каникул», «Правила дорожного движения», проведен инструктаж с целью профилактики правонарушений «Безопасный Новый год!». В дистанционном режиме обучающимся были отправлены памятки: «Правила дорожного движения», «Внимание! Впереди летние каникулы».
В 2019-2020 учебном году к школьному уполномоченному по правам ребенка поступило 7 устных обращений, которые были разрешены путем примирительных процедур. В течение года не поступало обращений, нарушающих права обучающихся. Спектр причин, по которым обращались обучающиеся: конфликтные ситуации в общении со сверстниками, права и обязанности ученика в школе в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Взрослые участники образовательного процесса (родители, учителя) обращались с целью получения информационных сведений по правам ребенка. Анализ обращений, поступивших в 2019-2020 учебном году к школьному уполномоченному позволяет сделать вывод о том, что в целом права и законные интересы детей соблюдаются.
Анализ количественных показателей в 2019-2020 учебном году позволяет сделать вывод о снижении числа правонарушений, совершенных учащимися школы. 100% обучающихся вовлечены в правовое воспитание, в том числе в участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах правовой тематики. В связи с этим рекомендовано продолжить совместную деятельность классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога по развитию коммуникативных процессов между семьей и образовательной организацией.
В 2019-2020 учебном году увеличилось количество учащихся, вовлеченных в деятельность школьной службы медиации. Учащиеся 9-11 классов стали организаторами и участниками классных часов, тренинговых занятий по применению правовых знаний, навыков бесконфликтного поведения, навыков выхода из трудной жизненной ситуации.
К основным вопросам, которые необходимо решать в новом учебном году, следует отнести вопросы поведения учащихся на переменах, нахождение школьников на улице без сопровождения родителей после 22 часов, профилактика вредных привычек. Планируется проведение занятий правовой тематики в летнем пришкольном оздоровительном лагере. Также необходимо наладить ежемесячный выпуск информационных листков на правовые темы.
Анализ работы уполномоченного по правам ребенка за 2019-2020 учебный год дает возможность сделать выводы:
  • дальнейшее развитие института уполномоченного по правам ребенка в школе должно быть продолжено;
  • следует и дальше развивать направление работы: школьный уполномоченный – педагог-психолог – социальный педагог – родители;
  • продолжить работу по взаимодействию уполномоченного по правам ребенка с классными руководителями;
  • продолжить практику проведения внеклассных мероприятий правовой направленности для обучающихся и родителей.


Школьный уполномоченный по правам ребенка                         Карлюк Е.С.