Направление
работы
|
Задачи | Содержание и формы работы |
Ожидаемые результаты |
диагностическое | 1.Выявление детей с ОВЗ 2.Определение трудностей школьников УУД 3. Определение путей и форм оказания помощи детям с ОВЗ испытывающих трудности в формировании УУД |
- диагностика, анкетирование, тестирование; -беседа с родителями и классным руководителем |
Характеристика образовательной ситуации. Психологическая карта детей с ОВЗ. Составление рекомендаций для детей и родителей |
развивающее |
1.Развитие универсальных учебных действий. 2. Разработка индивидуальных коррекционных программ по выявленным трудностям. |
Коррекционные программы с детьми с ОВЗ: групповые; индивидуальные. Развивающие занятия. |
Повышение уровня социально- психологической адаптации. Оказание психологической помощи детям имеющим трудности УУД. Психологическая поддержка обучающихся с ОВЗ. |
профилактическое | 1.Повышение психологической культуры родителей, педагогов. 2. Снижение психологических перегрузок. 3.Предупредение трудностей и нарушений. |
Консультации для родителей. Консультации для педагогов. Психолого- педагогический консилиум. |
Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с ОВЗ. Создание положительного эмоционального фона для обучения. |
Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка решает задачи следующего характера:
- коррекция и психопрофилактика личностной, эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы ребенка;
- снижение уровня тревожности путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
Задачи:
- всестороннее комплексное обследование;
- установление характера и причин выявленных отклонений;
- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи;
- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив) ;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе;- консультативная работа с педагогами, родителями.
Методы, используемые в работе:
• мозговой штурм;
• дискуссия;
• драматические представления;
• ролевое моделирование;
• обсуждение;
• описания;
• релаксация;
• рефлексия.
Диагностические методы:
• наблюдение,
• анкетирование,
• тестирование,
Необходимые материалы и технические средства для занятия: бумага, цветные карандаши, цветной пластилин, куклы, игрушки, конструктор детский, емкость с водой, тряпичный мешочек или бумажный пакет.
Предполагаемый результат:
• развитие познавательной сферы ребёнка;
• снижение уровня агрессии и тревоги, принятие себя как личности, умеющей работать над своими недостатками;
• повышение толерантности по отношению к окружающим;• умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
• стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Этапы программы индивидуального психологического сопровождения ребенка.
• Предварительный этап работы - сбор информации о ребенке.
• Диагностический этап: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
• Коррекционно-развивающий этап: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации.
• Заключительный этап - анализ результатов эффективности психологического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Содержание работы
Предварительный блок:
1. Сбор информации о состоянии здоровья ребёнка.
2. Беседа с родителями, выяснение социальной ситуации развития ребёнка, взаимоотношений «родитель-ребёнок».
Диагностический блок.
1. Диагностика личностных качеств (опросник характерологических особенностей Айзенка).
2. Диагностика познавательных процессов (тест Тулуз-Пъерона, методика Э.Ф. Замбицявичене, тест «10 слов» Лурия, «Запомни картинки»).
3. Диагностика эмоционального состояния (методика Басса-Дарки).
4. Определение особенностей темперамента (методика Айзенка).
5. Исследование мотивационной сферы ребенка (“Шкала самооценки” Роджерса).
6. Исследование социальных контактов (“Социометрия).
Коррекционный блок.
1. Договоренность о проведении индивидуальной психологической программы сопровождения с родителями и поддержка с их стороны.
3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы
4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка.
Заключительный этап - промежуточный анализ результатов эффективности психологического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ
1.Двигательная коррекция. Формирование мелкой и крупной моторики.
2.Психомоторика и развитие деятельности
3.Развитие познавательной деятельности
4.Социально-бытовая ориентировка
5. Уроки общения для младших подростков
6.Мир эмоций
7.Встречи с самим собой.