Направление
работы
 
Задачи Содержание и формы
работы

 
Ожидаемые
результаты

 
диагностическое 1.Выявление детей с ОВЗ
2.Определение трудностей
школьников УУД
3. Определение путей и форм
оказания помощи детям с ОВЗ
испытывающих трудности в
формировании УУД

 
- диагностика,
анкетирование,
тестирование;
-беседа с родителями и
классным руководителем

 
Характеристика
образовательной
ситуации.
Психологическая карта
детей с ОВЗ.
Составление
рекомендаций для детей и
родителей

 
развивающее
 
1.Развитие универсальных
учебных действий.
2. Разработка
индивидуальных
коррекционных программ по
выявленным трудностям.

 
Коррекционные
программы с детьми с
ОВЗ:
групповые;
индивидуальные.
Развивающие занятия.

 
Повышение уровня
социально-
психологической
адаптации.
Оказание
психологической помощи
детям имеющим
трудности УУД.
Психологическая
поддержка обучающихся с
ОВЗ.

 
профилактическое 1.Повышение
психологической культуры
родителей, педагогов.
2. Снижение психологических
перегрузок.
3.Предупредение трудностей
и
нарушений.

 
Консультации для
родителей.
Консультации для
педагогов.
Психолого-
педагогический
консилиум.

 
Разработка рекомендаций
по построению учебного
процесса в соответствии с
индивидуальными
особенностями и
возможностями
обучающихся с ОВЗ.
Создание положительного
эмоционального фона для
обучения.

 

Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка решает задачи следующего характера:
Цель:
- коррекция и психопрофилактика личностной, эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы ребенка;
- снижение уровня тревожности путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

Задачи:
- всестороннее комплексное обследование;
- установление характера и причин выявленных отклонений;
- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи;
- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив) ;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе;
- консультативная работа с педагогами, родителями.

Методы, используемые в работе:
• мозговой штурм;
• дискуссия;
• драматические представления;
• ролевое моделирование;
• обсуждение;
• описания;
• релаксация;
• рефлексия.

Диагностические методы:
• наблюдение,
• анкетирование,
• тестирование,
 
Необходимые материалы и технические средства для занятия: бумага, цветные карандаши, цветной пластилин, куклы, игрушки, конструктор детский, емкость с водой, тряпичный мешочек или бумажный пакет.

Предполагаемый результат:
• развитие познавательной сферы ребёнка;
• снижение уровня агрессии и тревоги, принятие себя как личности, умеющей работать над своими недостатками;
• повышение толерантности по отношению к окружающим;
• умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
• стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Этапы программы индивидуального психологического сопровождения ребенка.
• Предварительный этап работы - сбор информации о ребенке.
• Диагностический этап: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
• Коррекционно-развивающий этап: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации.
• Заключительный этап - анализ результатов эффективности психологического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Содержание работы

Предварительный блок:
1. Сбор информации о состоянии здоровья ребёнка.
2. Беседа с родителями, выяснение социальной ситуации развития ребёнка, взаимоотношений «родитель-ребёнок».

Диагностический блок.
1. Диагностика личностных качеств (опросник характерологических особенностей Айзенка).
2. Диагностика познавательных процессов (тест Тулуз-Пъерона, методика Э.Ф. Замбицявичене, тест «10 слов» Лурия, «Запомни картинки»).
3. Диагностика эмоционального состояния (методика Басса-Дарки).
4. Определение особенностей темперамента (методика Айзенка).
5. Исследование мотивационной сферы ребенка (“Шкала самооценки” Роджерса).
6. Исследование социальных контактов (“Социометрия).

Коррекционный блок.
1. Договоренность о проведении индивидуальной психологической программы сопровождения с родителями и поддержка с их стороны.
3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы
4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка.
Заключительный этап - промежуточный анализ результатов эффективности психологического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ
1.Двигательная коррекция. Формирование мелкой и крупной моторики.
2.Психомоторика и развитие деятельности
3.Развитие познавательной деятельности
4.Социально-бытовая ориентировка
5. Уроки общения для младших подростков
6.Мир эмоций
7.Встречи с самим собой.